Этот вопрос достаточно часто возникает при покупке техники. Очень велик соблазн приобрести за цену чуть, большую чем цена среднего (семь тонн) гусеничного экскаватора как бы сразу две единицы техники в одной: и погрузчик и экскаватор.
Так как мини погрузчики мы не продаем, то естественно, будем Вас агитировать за гусеничные мини и миди экскаваторы.
Задача эта, на первый взгляд, достаточно сложная, т.к. очень много доводов за ЭП (так я буду далее называть экскаваторы погрузчики) лежит на поверхности и, вроде бы, очевидны.
Вкратце перечислим их:
- Универсальность — два в одном;
- Мобильность — самостоятельно перемещается на сравнительно большие расстояния;
- Телескопическая стрела — большая глубина копания, большая рабочая зона;
- Высока маневренность и проходимость, благодаря полному приводу и «крабовому ходу»;
- Удобное и просторное рабочее место оператора;
- Высокая энерговооруженность.
Есть еще доводы. Но они не столь очевидны и мы их опускаем.
Все выше перечисленное привело к тому, что сначала в Европе, а потом и в России произошел настоящий бум продаж этих машин. Начиная с середины 90-х в Европе, и с 2000-х в России, ЭП стали лидерами продаж на рынке строительной техники.
Но…
Начиная с 2000-х , когда продажи ЭП у нас пошли в гору, в Европе их продажи пошли на спад. А мини экскаваторы, в то же самое время, стали продаваться лучше и лучше. На данный момент, в Европе, картина такая: безоговорочные лидеры рынка строительной техники — мини экскаваторы, а продажи ЭП в разы меньше и продолжают падать. У нас ЭП пока лидируют. Но и здесь общемировая тенденция начала о себе заявлять.
Так что же происходит? Почему «золотая ручка» сдает позиции?
- ЭП слишком сложная машина. А ведь приходится работать в тяжелых условиях. Неизбежно возникают проблемы с надежностью, как всегда в самый неподходящий момент. (Та же телескопическая стрела очень редко используется на обычных экскаваторах и мини экскаваторах т. к. резко снижает общий ресурс машины);
- У любой колесной машины в условиях стройплощадки проблема — регулярные проколы;
- Высокая энерговооруженность оборачивается большим расходом топлива;
- «Высокая проходимость» и маневренность не идут ни в какое сравнение с возможностями гусеничных машин;
- Ограниченные возможности в копании — из за конструктивных особенностей ЭП;
- Схема машины и его сравнительно большие габариты не позволяют работать в стеснённых условиях;
Мобильность ЭП хороша только при перемещениях на небольшие расстояния. По причинам указанным в п. 6 и из за сравнительно большого веса, перевозка ЭП возможна только на трале. А это существенно дороже, чем перевозка любого мини экскаватора, который можно транспортировать и на прицепе, и на бортовой машине и на эвакуаторе и т. д. Вот и получается, что перебросить мини экскаватор на расстояние больше трёх километров проще и дешевле и быстрее чем ЭП.
Все выше сказанное становится очень наглядным, когда строительным организациям, имеющим собственный экскаватор погрузчик ПРИХОДИТСЯ брать в аренду мини экскаваторы.
Мне запомнились слова одного моего знакомого, который перешел работать из арендной компании, имевшей в парке только гусеничные экскаваторы и мини экскаваторы, в компанию, где из землеройной техники только ЭП:
«Экскаватор погрузчик это так – «поди подай». Чуть что — либо провалится и застрянет, либо колеса пробьет, или работать ему не удобно. А кушает – успевай только заправлять. Несерьезная техника. С миниками и равнять нечего».
Да, и в конце хотелось бы отметить, что в Японии ЭП практически не используются. В своих поездках по Китаю, Франции и Германии я так и не увидел ни одного экскаватора погрузчика (если не считать таковыми машины Mekalac, которые мне попадались в Европе).